Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.5). Леший

Леший.

Продолжаем начатое в
Лукоморье — Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.1)
Апокрифы Пушкина — Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.2)
Дуб зеленый — Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.3)
Кот ученый. — Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.4)


Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

«Там чудеса» — В «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн, как и многие другие вплодь до 19 века, писал в 1549 году: — «Рассказывают, что с людьми из Лукоморья происходят удивительные, невероятные и весьма похожие на басню (вещи): именно, говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, [чаще всего к] 24 апреля , оживают наподобие лягушек снова… … протекши через Лукоморье, она впадает в большую реку Tachnin, за которой, говорят, живут люди чудовищного вида: у одних из них, наподобие зверей, все тело обросло шерстью, у других собачьи головы, третьи совершенно лишены шеи и вместо головы у них грудь (НГ головы, а глаза на груди) или (у других) длинные руки, но без ног. В реке Tachnin водится также некая рыба с головой, глазами, носом, ртом, руками, ногами и другими частями (тела) совершенно человеческого вида, но без всякого голоса;»

О чудесах достаточно, а леший… леший… леший… он…
Ну Леший, сцуко, неординарная личность, разносторонняя и многогранная. Он хозяин леса, он охранник леса, он сам лес. Он всё. И он везде.

1.jpg

У всех народов он присутствует в фольклоре с разными именами: -«Агач киши, Адамовы дети, Акуй-Халава, Али, Альсеиды, Арсури, Аскефруа, Аука, Башахаун, Бзёнек, Бильвизы, Боли-бошка, Боровик, Боровички, Бузинная матушка, Ванахальбы, Верлиока, Выскорь, Гаёвки, Гаюн, Гейкалек, Гианы, Гиристис, Гыргалица, Доброхожий, Доотам, Железный человек, Зазовка, Иеле, Какамора, Каленик, Каньга, Клобук, Ко-дама, Корриган, Кумбаба, Купальский дедок, Курупира, Лейинь, Лесавки, Леший, Лозники, Лозовик, Лойма, Лошолич, Лютен, Майдын массалык улеси, Мапингуари, Маэро, Медулина, Метсаваимы, Моховик, Нутон, Ориогорухо, Очокочи, Патасола, Пиру, Пицен, Пущевик, Пэн-хоу, Руна, Сарэн, Сатиры, Скоге, Степовой, Тикбаланг, Туросик, Фарфадет, Фоллетти, Хульдра, Чугайстер, Чучуна, Шурале, Эбу-гого, Эльфы, Яг морт«.

Только в русском языке у него десятки имён: — «бор, лешак, лисун, полисун, лобастый, лопастый, боровик, боровой, лес, лесак, лесник, лесничий, лесно́й, лесной дядя, лесной житель, лесовик, лесовой, леша́к, лешой, моховик, большак, во́льный, господин Шишкин, квартальный, лес праведный, лес честной, лесной дедушка, лесной херувим, лесной хозяин, лесной царь, лесной чиновник, он, сам, албастый, аполлон, бука, ворог, дикарь, дикенький мужичок, дичок, ёлман, ёлс, кривой вражонок, лесной чёрт, ляд, негодный, некошной, полуверец, страшный, проклятый, шишко, другая половина, большой, волосатик, долгий, красноплеший, мужичок, худенький, байкало, блуд, водило, гаркун, зыбочник, кожедёр, костолом, шатун, щекотун«.
Из этого разнообразия названий видно, что его наделяли всевозможными способностями. Как хозяин леса он следит за порядком в своем хозяйстве. Хорошим людям помогает, например помогает выйти из леса, плохим же наоборот, заводит в чащу, путает, пугает, заставляет ходить кругами. В лесу он поет без слов, свищет, аукает, хохочет, плачет, хлопает в ладоши. От шуток лешего люди, бывает сходят с ума.

2.jpeg

Как хозяин леса он является властителем над всем живым в лесу и считаясь пастухом лесных обитателей он по желанию перегоняет песцов, белок, волков, лис и прочую живность из одного леса в другой. Поэтому его часто изображают в виде старичка с плетью в руке. Он пасет своих подопечных оберегая из от охотников и спасая от пожаров. Из зверей больше всех он любит медведя и когда сам трапезничает, то угощает и его. А медведь не остается перед ним в долгу, когда леший ложиться спать то медведь его оберегает от непрошеных гостей.

Кроме того, что он управляет всем зверьем он еще и может в него превращаться, эдакий оборотень который с легкостью принимает любое обличие от птиц до мохнатых хищников. Чаще всего представая в образе медведя, волка, филина. Кроме этого мог предстать и в виде домашних животных, например кошки или козы. Но при этом образами животных не ограничивается, иногда представая в виде пней, мха, грибов, травы, кустов или деревьев. От сюда и изображения его в абсолютно различных образах. Он и грибок-старичок, и пень во мху, и медведь, и волосатый старичек с копытами, крыльями, хвостом, рогами, чешуёй, когтями, в звериной шкуре на выбор в любых сочетаниях. И при этом рост у него «ниже травы» и «выше дерев».

3.jpg

Часто он олицетворяет стихийные силы природы. У многих он играет роль божества, способен вершить судьбы людей и предсказывать будущее. В некоторых сказаниях он мог беспрепятственно общаться с людьми и принимал от них помощь, за что щедро вознаграждал. Считалось, что леший мог принести удачу на охоте и помочь удачно выпасать скот, но для этого пастухам и охотникам надо было принести ему дар или заключить с ним договор.

Чаще всего можно встретить такое описание: «Ле́ший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.» В этой формулировке меня смущает… смущает формулировка. Дело в том, что образ лешего появляется только в 18 веке. В 19-20 веке из культового персонажа он постепенно становится героем сказок и легенд. И персонаж 18 века слабо тянет на славянскую мифологию.

Так от куда появились, и главное почему появились, у нас разные лешии, кощеи, бабы-ёжки и прочие? И почему именно в 18 веке?

4.jpg

Я уже выдвинул предположение, в посте про «Кота ученого«, что все дело в крещении Руси, а еще больше в Никоновской реформе церкви, после которой усилились гонения на всех «неверных» под эти гонения попали и все «ведические»-«православные» боги. И поначалу народ прикрывал своих богов выдуманными персонажами типа лешего и пытаясь хоть в таком виде рассказать детям о них в виде сказок и мифов. Под это дело даже объяснялось, что многообразие имен лешего связано с запретом на произнесение имен духов. Духов ли? Или имен вполне конкретных богов?

Обращу ваше внимание на то, что леший всегда был позитивным, положительным, справедливым персонажем, но в восточных территориях, на европейской территории он чаще упомянается как чёрт и злой дух. У этого всё те-же причины, что и у уничтожении котов инквизицией и сегодняшнее «Путин виноват».

5.jpg

Так кто из славянских богов скрывается под видом лешего?
Это упоминаемый уже бог Велес. Иногда, точнее чуть реже чем всегда, его отождествляют с богом Волосом, что на мой взгляд неверно и вредно для понимания славянской мифологии. Хотя я и сам иногда называю Велеса «скотим богом», это неверно. Именно Волос — «скотий бог», мелкий вредный, злой, и т.д. бог появившийся в западной «языческой» традиции в 16-18 веках и взявший на себя часть функционала Велеса. (думаю не стоит повторяться почему он злой, мелкий и все такое, и почему Велес «для русского хорошо», а Волос «для немца смерть»).

Итак Велес… Велес… Велес сцуко наше всё…

Велес — это и бог-мудрец, и бог-оборотень, и бог-искусствовед. Он единственный из всех джедаев богов познал и силы Света и силы Тьмы. Эдакий ведический Дарт Вейдер. Ему нет равных во владении тайными знаниями, благодаря которым он подчиняет стихии и меняет законы мироздания. Именно он подарил движение, так-как до него мир был статичен. Он и хранитель Прави и владыка Яви и воплощение Нави в одном лице.

6.jpg

Мудрый как сама вселенная и могучий как жизнь и смерть одновременно, он почитался особенно нашими прудками. Он бог всего, что окружало простой народ в повседневной жизни. Велес — бог плодородия, бог богатства, бог семейного хозяйства, бог удачи и путешественников (он и Господин Дорог и Водчий всех путей). Одна из легенд рассказывает, что когда мир на несколько веков погрузился во мрак и люди растеряли во тьме свой скот, то Прометей Велес подарил людям огонь и помог найти весь разбежавшийся скот. Он ходил по белу свету и учил людей искусствам, ремеслам и даже сакральным знаниям богов. За что его и невзлюбили все боги Ирия и в особенности Зевс Перун. В посте про «Дуб зеленый» я уже упоминал про поверия, что не стоит пережидать грозу под дубом, так как Перун-громовержец мечет свои молнии именно в него, так как у корней дуба живет змей. А одно из типичных представлений Велеса-оборотня именно Змей. Но любимым воплощением Велеса является медведь и отпечаток лапы медведя считался его печатью.

7.jpg

Как уже говорил в середине прошлого тысячелетия Велеса, в услужении у которого находилась все лесные звери, а его личная армия состояла из самых лютых хищников, оборотней и прочей нежити, «наши древние партнеры» разжаловали до мелкого бога Волоса, до скотьего бога. Велеса в отличии от Волоса, боялись и уважали, одни боялись — другие уважали.

Изображали Велеса в виде умудренного жизнь старика с кривой палкой или пучком колосьев в руках или в виде крепкого мужика с бычьей головой. По всей руси строили богато украшенные храмы-капища. Его, в некоторых районах, почитали даже больше чем его отца, бога Рода, или брата Перуна. И вероятно из-за извечного противостояния двух братьев никогда не строили поблизости капища Велеса и Перуна.

8.jpg

В целом о Велесе можно писать почти бесконечно, цель этой серии постов не в подробном описании упомянутых Александром Сергеевичем в своих сказказ персонажей, а в том чтоб показать, что именно имел в виду поэт, когда писал «песни грешные мои».

Можно было бы не описывать всех персонажей в отдельности а просто рассказать о Велесе, ведь все описанное в прологе к «Руслану и Людмиле». Он это дерево-Дуб (фитоантропоморфность Велеса), он кот (оборотень), он леший, он русалка (в женской ипостаси), он цепь златая (как бог богатства) и так далее, даже месяц-луна это он, так-как являясь лунным богом и проводником в мир иной, он встречал души умерших поднимающихся по лунной дорожке к вратам Нави. Светлые, чистые души отражались от луны и улетали в Правь, а тех кто еще не был достоин Прави, удерживал на луне пока они не очистятся.

1-76.jpg

Думаю сегодняшний рассказ был-бы не полон без упоминания «Велесовой книги», ставшей известной в середине прошлого столетия. Споры о её подлинности не только не умолкают, а даже усиливаются. Противники подлинности выдумывают множество доказательств её новодельности. Так в одном из последних доказательств, увиденных мною, некий Дмитрий Сичинава пишет: «Сочинение, которое принято называть «Велесова книга», в самом тексте называется Влескниго. Именно так, как в «языке падонкаф», с конечным -о.» И считает, что это уже весомый аргумент того, что Велесова Книга подделка. Видимо Дмитрий считает ее написанной интернет троллями конца нулевых. Не знаю, подделка или нет эта книга, но советую ее прочитать, вполне увлекательное занятие.

9.jpg

P.S. Ах да «русалка на ветвях сидит«… В прошлом посте, наверное, достаточно затронул тему русалки, хоть и вскользь. Повторюсь Вела-Макошь являлась некоей царицей самовил и самодив, то есть всяческих русалок, сирен и им сопутствующим сущностей. Про Макошь еще не раз подробно напишу, личность как и Велес очень интересная, наверное потому, что считается его женской ипостасью.

Вам должно понравиться

Добавить комментарий

войти с помощью: